ГЛАВНАЯ   С А Й Т   Н О В И Н К И   КЛЕО     ЗДОРОВЬЕ

 

ЗДОРОВЬЕ 6

 

О правильном сочетании пищевых продуктов

Г. Шелтон

1. Классификация пищевых продуктов

 

Пища — это тот материал, который может быть вве­ден в организм, чтобы стать частью его клеток и жид­костей. Вся непригодная пища, такая как лекарство, яв­ляется ядом. Чтобы быть настоящей пищей, съеденное вещество не должно содержать бесполезных или вредных ингредиентов. Например, табак, представляющий собой растение, содержит белки, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Как будто он должен быть пищей. Но кроме этих веществ, он содержит также значительное количество ядов, среди них один, наиболее вирулентный, известный науке. Поэтому табак не является пищей.

Пищевые продукты, которые мы получаем из сада, огорода или из продовольственных магазинов, состоят из воды и нескольких оргсоединений, а именно, белков, углеводов (сахара, крахмалы, пентозаны), жиров (мас­ла), минеральных солей и витаминов. В той или иной степени они обычно содержат и негодные к употребле­нию или неудобоваримые вещества — отбросы. Пищевые продукты, которые мы собираем в саду и огороде или покупаем в продовольственном магазине, являются сырьем для питания. Они очень разнообразны по своему характеру и качеству и для удобства класси­фицируются по своему составу и источнику происхожде­ния. Для правильного сочетания читателю послужит сле­дующая классификация пищевых продуктов.

 

Белки

 

Белковая пища — это та, которая содержит в своем составе высокий процент протеина. Главная среди нее следующая:

 

Орехи (большинство)

Все хлебные злаки

Сухие бобы

Сухой горох

Соевые бобы

Арахис

Все мясные продукты (кроме жира)

Сыр, творог

Маслины

Авокадо

Молоко (низкомолеку­лярный протеин)

 

Углеводы

 

Углеводы — это крахмалы и сахара. Я разбил их на три следующие группы: крахмалы, сахара, сиропы и сладкие фрукты.

 

Крахмалы

Все хлебные злаки

Сушеные бобы (кроме соевых)

Сушеный горох

 Картофель

Каштаны

Арахис

Кабачки

Тыква

Артишоки

Сиропы  и сахара

Желтый сахарный песок

Белый сахар

Молочный сахар

Кленовый сироп

Тростниковый сироп

Мед

Умеренно  крахма­листые

Цветная капуста

Свекла

Морковь

Брюква

Козлобородник

поррейно-листный,

или овсяный корень

Сладкие  фрукты

Бананы

Финики

Инжир

Изюм

Мускатный виноград

Чернослив

Сушеная на солнце груша

Хурма

 

Жиры

К жирам относятся следующие жиры и масла:

 

Оливковое масло

Соевое масло

Подсолнечное масло Сезамовое масло

Кукурузное масло

Авокадо

Жирное мясо

Хлопковое масло

Сливочное масло

Сливки

Ореховые масла

Суррогатные масла

Орехи пекан

Большинство орехов

Свиное топленое сало

Сало

 

Кислые фрукты

Большая часть кислот, съедаемых в виде пищи, пред­ставляет собой кислые фрукты. Главные среди них сле­дующие:

 

Апельсины

Ананас

Помидоры

Кислые яблоки

Кислые персики

Грейпфрут

Гранат

Лимоны

Кислый виноград

Кислая слива

 

Полукислые фрукты

 

Свежий инжир

Сладкая вишня

Сладкое яблоко

Сладкая слива

Манго

Груша

Сладкий персик

Абрикосы

Черника

 

Некрахмалистые и зеленые овощи

 

Под эту классификацию подпадают все сочные ово­щи, независимо от их цвета (зеленые, красные, желтые, белые и т. д.). Главные среди них следующие:

 

Латук

Цикорий (французский)

Цветная капуста

Сельдерей

Кочанная капуста

Брюссельская капуста

Шпинат

Листья свеклы (зеленые)

 Горчица

 

Репа

Коровяк

Брокколи (спаржевая капуста)

 

Мангольд

Калужница болотная

Зеленая капуста

 

Огурец

Петрушка

Водяной кресс

 

 

Лук-перо, лук-шалотт

Чеснок

Побеги бамбука

 

Спаржа

Редис

Сладкий перец

Одуванчик

Листья репы (зеленые)

Щавель (кислый)

 

Капуста огородная

Рапс, сурепица

Капуста кормовая

 

Окра

Китайская капуста

Баклажан

 

Кольраби

Ревень

Лук

Лук-порей

 

Эскариоль (салат)

Летняя тыква

Редис

 

Дыни

 

Водяная дыня

«Медвяная роса».

Банановая дыня

Персидская дыня

Мускусная дыня

Канталупа

Рождественская дыня

Мускатная дыня

 

 

2. Нормальное пищеварение

 

В своем учебнике физиологии Хауэлл пишет: «В тол­стом кишечнике гниение белков — постоянное и нормаль­ное явление». Он отмечает: «Признавая, что брожение под действием бактерий — обычное явление в желудоч­но-кишечном тракте, возникает вопрос, необходим ли этот процесс для нормального пищеварения и питания». После значительного обсуждения этого вопроса и ссыл­ки на эксперименты, которые были сделаны, он не при­шел к определенному выводу, но думает: «Разумно при­нять умеренную точку зрения, что, хотя присутствие бактерий не приносит положительных результатов, сам организм приспосабливается и нейтрализует их вред­ное действие».

Он указывает, что гнилостные бактерии расщепляют протеины на аминокислоты и дают нам в качестве ко­нечных продуктов своей активности такие яды, как индолилуксусную кислоту, скатол, фенолокислоту, фенилпропионовую кислоту и фенилуксусную кислоту, жирные кислоты, двуокись углерода, водород, метан, сероводо­род и др. Он добавляет, что «многие из этих продуктов попадают в мочу». В конце он говорит: «Есть доказатель­ства, что другие более или менее токсичные вещества, относящиеся к группе аминов, образуются в результате дальнейшего действия бактерий на аминокислоты в мо­лекуле протеина».

Считать, что такой процесс образования токсинов яв­ляется нормальным или необходимым в процессе пи­щеварения, нелогично. Мне кажется, что Хауэлл и дру­гие физиологи просто приняли распространенное или по­чти всеобщее явление, по крайней мере почти всеобщее в цивилизованной жизни, за нормальное явление. Они не спросили у себя, почему брожение и гниение проис­ходят в пищеварительном тракте. Какова причина? Они допускают, что это — источник отравления. Хауэлл гово­рит: «Хорошо известно, что чрезмерная бактериальная деятельность может привести к нарушениям в кишечни­ке, к таким, как понос, или возможно к более серьезным заболеваниям в системе питания в результате образо­вания токсичных продуктов, таких как амины». Ему не удается точно объяснить, что он понимает под «чрезмер­ной бактериальной активностью».

Я уже неоднократно указывал, что неразумно прини­мать обычные явления за нормальные. Тот простой факт, что белковое гниение является всеобщим явлением в толстых кишках цивилизованного человека, сам по себе, не достаточен для того, чтобы считать это явление нор­мальным. Прежде всего необходимо задать вопрос и от­ветить на него. Почему белковое гниение так распро­странено? Не мешает также спросить, служит ли оно ка­кой-либо полезной цели?

Не являются ли причиной гниения и брожения, кото­рые так распространены, переедание, потребление избы­точного количества белков, или потребление вредных сочетаний, или прием пищи в условиях физической и эмоциональной нагрузок (усталость, работа, беспокой­ство, страх, гнев, боль, нервное возбуждение, воспале­ние и т. д.), которые замедляют или прекращают пище­варение? Является ли ухудшенное пищеварение резуль­татом какой-либо другой причины? Должны ли мы всегда считать доказанным, что современная практика питания цивилизованного человека является нормальной? Почему мы должны принимать за норму то, что представляем расу из больных и ослабленных существ?

Вонючие испражнения, понос, запоры, затруднитель­ный стул, вздутый живот, колиты, геморрои, кровотече­ния и другие явления подобного характера, которые со­провождают современную жизнь, вовлечены в орбиту нашей жизни с помощью утверждения, что гниение в пи­щевом тракте человека является нормальным явлением. С помощью различных слов мы утверждаем, что «что бы ни было, все правильно».

То, что существуют животные, у которых нет белко­вого гниения в желудочно-кишечном тракте, то, что су­ществуют люди, чье питание и жизненные привычки делают их стул без запаха и газов, то, что изменение привычек меняет результаты — важность этих фактов не учитывается физиологами. Хауэлл принимает в качестве нормального явления преобладающие септические усло­вия желудочно-кишечного тракта человека и полностью игнорирует причины, которые создают и поддерживают эти условия сепсиса.

Поток крови должен получать от пищеварительного тракта воду, аминокислоты, жирные кислоты, глицерин, моносахариды, минеральные соли и витамины. Кровь не должна получать спирт, уксусную кислоту, протамины, сероводород и т. п. Из пищеварительного тракта долж­ны поступать пищеварительные вещества, а не яды.

Когда крахмалы и сложные сахара перевариваются, они расщепляются на простые сахара, называемые моно­сахаридами, которые пригодны для усваивания — это пи­тательные вещества. Когда крахмалы и сахара подверга­ются брожению, они расщепляются на двуокись углерода, уксусную кислоту, спирт и воду — вещества, которые, за исключением воды, непригодны к употреблению — это яды. Когда перевариваются белки, они расщепляются на аминокислоты, которые являются полезными вещества­ми— питательными. Но когда белки загнивают, они расщепляются на различные птомаины и лейкомаины, которые непригодны — это яды. Так происходит со всеми другими пищевыми факторами — энзиматическое пере­варивание пищи подготавливает ее для использования организмом; бактериальный распад пищи делает ее не­пригодной для использования организмом. Первый про­цесс дает нам питательные элементы в качестве конечно­го продукта, второй процесс дает нам яды в качестве конечного результата.

 Какая польза в том, чтобы ежедневно потреблять те­оретически требуемое количество калорий? Только чтобы иметь пищевое брожение и гниение пищи в пищевари­тельном тракте? Пища, которая таким образом портится, не отдает своих калорий организму. Какая извлекается польза от обильного поедания соответствующих бел­ков?— Только, чтобы иметь гниение их в желудочно-ки­шечном тракте? Такие белки не отдают организму свои аминокислоты. Какая польза от богатой витаминами пищи, если она разлагается в желудке и в кишках? За­гнившая пища не обеспечивает организм витаминами. Какая польза от пищевых продуктов, содержащих мине­ральные соли, если они гниют в пищеварительном тракте? Пища, которая непригодна для нас, не обеспечивает ор­ганизм минеральными солями. Углеводы, которые под­вергаются брожению в пищеварительном тракте, превра­щаются не в моносахариды, а в спирт и уксусную кисло­ту. Жиры, которые становятся прогорклыми в желудке и кишечнике, не обеспечивают организм жирными кис­лотами и глицерином. Чтобы извлечь питательные веще­ства из съеденной пищи, она должна быть переварена, она не должна гнить.

Обсуждая вопрос о феноле, индоле и скатоле, Хауэлл указывает, что фенол (карболовая кислота) после того, как он абсорбирован, частично соединяется с серной кислотой, образуя эфиро-серную кислоту, или фенолсуль-фокислоту, и в этой форме выделяется в мочу. «Также происходит с крезолом»,— добавляет он. Индол и скатол, будучи абсорбированы, окисляются в индоксил и скаток-сил, после чего соединяются с серной кислотой, подобно фенолу, и выделяются в мочу в виде индоксилсерной кис­лоты и скатоксилсерной кислоты. Эти яды находили в моче, и количество их в моче было принято за показатель степени гниения в кишечнике. Несомненно, что организм может и проявляет терпимость к этим ядам, как посту­пает по отношению к другим ядам, которые обычно вво­дятся в него, но, наверное, верх глупости допускать, что «в таких условиях организм сам приспосабливается к нейтрализации» этих продуктов бактериальной активно­сти. Несомненно, неудобства, причиняемые накапливани­ем газов в животе, неприятным запахом изо рта, возни­кающим в результате желудочно-кишечного брожения и гниения, неприятный запах от стула — также нежела­тельны, как и яды.

Общеизвестно, что можно иметь чистое свежее дыхание, отсутствие газов и стул без запаха. Мне кажется, что вместо того, чтобы считать общераспространенное явление нормальным, может быть даже обязательным, разумно рассмотреть причины этого явления и опреде­лить, действительно ли оно является нормальным. Если можно избежать неприятных результатов брожения и гниения, если можно избежать отравления продуктами этого брожения и гниения, если мы можем удалять из организма продукты деятельности бактерий, то, мне кажется, очень желательно делать это. Если признается, что «чрезмерная активность бактерий» может вызвать понос и даже более серьезные болезни, то что нам ожи­дать от более продолжительной деятельности бактерий, которая к тому же и «чрезмерная»? Этот вопрос, мне ка­жется, имеет непосредственное отношение к делу.

Все, что снижает пищеварительные способности, все, что замедляет процесс пищеварения, все, что временно пре­кращает переваривание, будет благоприятствовать актив­ности бактерий. Такие вещи, как переедание (сверх энзиматической способности); еда в состоянии усталости; еда непосредственно перед началом работы; еда, когда человек замерз или перегрелся; еда при лихорадке, боли, серьезном воспалении; когда нет чувства голода; когда человек беспокоен, озабочен, полон страха, полон гнева и т. д.— еда при всех этих и аналогичных условиях бла­гоприятствует бактериальному разложению съеденной пищи. Потребление приправ, уксуса, спирта и других веществ, которые замедляют пищеварение, благоприят­ствуют активности бактерий. Если тщательно проанали­зировать практику питания цивилизованных людей, лег­ко обнаружить 101 причину, почему желудочно-кишечное брожение и гниение являются почти всеобщими, не счи­тая эти процессы нормальными, хотя, может быть, и обязательными. Причин пищевых расстройств — огром­ное множество.

Одна из наиболее распространенных причин пищевых расстройств в нашей стране — употребление неправиль­ного сочетания пищевых продуктов. Почти всеобщая практика игнорирования наших энзиматических возмож­ностей и случайное питание ответственны за несварение желудка, от которого страдают почти все более или ме­нее постоянно. Доказательством справедливости этого утверждения является тот факт, что питание правильным сочетанием пищевых продуктов кладет конец несварению. Это утверждение не должно быть неправильно понято. Питание правильным сочетанием пищевых продуктов только улучшит пищеварение, но не положит конец не­сварению, если оно вызвано другими причинами. Напри­мер, если устранить чувство беспокойства, как причину несварения, то пищеварение может стать нормальным. Но надо знать, что беспокойство с неправильным соче­танием пищевых продуктов даст более плохие результа­ты, чем чувство беспокойства с правильным сочетанием.

Рекс Бич, который когда-то добывал золото на Аляс­ке, писал о золотоискателях: «Мы ели большое количе­ство плохо испеченного хлеба, недоваренных бобов ч жирной свинины. Не успели мы опомниться, как они объявили нам войну. Настоящим криком пустыни был не вой лесного волка, не хохот полярной гагары и не брачный рев американского лося — это была отрыжка золотоискателя, страдающего дурным пищеварением». Наши физиологи, игнорируя практику питания, объявили бы нормальным явлением эту «отрыжку», раздутый жи­вот, полученные в результате гниения в желудочно-ки­шечном тракте, дурно пахнущий стул и скопление газов. Запор, чередующийся с поносом, распространены при такой диете.

Миллионы долларов тратятся ежегодно на лекарства, которые дают временную передышку от расстройств и болезней, являющихся результатом разложения пищи в желудке и кишечнике. Американцы потребляют груды лекарств, чтобы нейтрализовать кислотность, поглотить газы, облегчить боль, даже облегчить головную боль, вызванную раздражением желудка. Чтобы помочь пи­щеварению, применяют и другие лекарства, такие как пепсин

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ

 

 

 

ГЛАВНАЯ   С А Й Т   Н О В И Н К И   КЛЕО     ЗДОРОВЬЕ

 

HotLog

 

Free Web Hosting