ГЛАВНАЯ    С А Й Т   Н О В И Н К И   ОККУЛЬТИЗМ   жизнь или смерть

 

 

 

Наши далекие предки твердо верили, что после смерти существование чело­века вовсе не прекращается: просто всесильные боги пере­носят его в иной мир, где он по-прежнему остается актив­но действующим субъектом, хотя, возможно, и в другом физическом обличье. Причем весьма показательно, что вера в загробную жизнь изначально свойственна всем народам.

Книга Великого освобождения

Особенно глубоко эта вера пронизала две древнейшие культуры: египетскую и тибет­скую. Еще за четыре тысячи лет до нашей эры египтяне думали, что души умерших со­единяются со звездами, где живут вечно. Однако спустя тысячу лет концепция загроб­ной жизни существенно изме­нилась, став, так сказать, бо­лее утилитарной.

Египтяне представляли заг­робную жизнь как продолжение земной. Они создали мир, кото­рый встречает человека за по­рогом смерти, по образу и подобию нашего мира. Только все в нем было значительно улучше­но: поля давали богатейший урожай, и поэтому на том свете всех ждало обилие еды; тот, кто тяжко трудился при жизни, там исполнял легкую работу или во­обще только отдыхал. Сам же загробный мир находился не в небесном океане, а под нашим земным миром. Отсюда, кстати, берет начало представление о преисподней.

Причиной пересмотра пре­жнего представления о суще­ствовании человека после смер­ти явилось поразительное для далекой эпохи "научное" откры­тие. Египтяне пришли к выводу, что сущность человека состоит из двух первооснов: материаль­ной и нематериальной. Первой они считали тело, а второй - то, что в религиозной терминоло­гии зовется "душой" и что они именовали "Ах", "Ба" и "Ка". Со смертью погибает лишь матери­альная оболочка человека. Не­материальную же основу она не затрагивает. Следовательно, душа человека может жить веч­но.

Тибетцы тоже верили, что душа продолжает жить после  физической смерти. Но главное внимание они уделяли именно процессу перехода умирающе­го в новое состояние. Этому по­священа "Тибетская книга мер­твых". Ее полное название "Ти­бетская книга Великого осво­бождения". Она составлялась и дорабатывалась на протяжении многих веков и была записана лишь в III веке нашей эры.

В ней умирание рассматри­вается как искусство, как чрез­вычайно важный процесс, имеющий весьма значимые по­следствия. "Книга мертвых" описывает, как душа человека покидает тело, как постепенно ослабевает контакт умирающе­го с окружающими. Продолжая видеть и слышать, он теряет способность сообщить о том, что с ним происходит. Свое тело умирающий видит как бы со стороны, и это сначала приводит его в изумление. Посте­пенно он осознает, что уже по­кинул этот мир, и переселяет­ся в другой. По сути дела, в ти­бетском трактате дается весь­ма точное описание феномена ОПС - ощущений после смер­ти, который в наши дни медики регистрируют при клинической смерти.

Этот термин ввел в практи­ку американский реаниматолог и ученый Раймонд Моуди. В се­редине 80-х годов вышла его книга "Жизнь после смерти", потрясшая мир. В ней Моуди собрал рассказы людей об их восприятии окружающего после того, как они перешагнули по­рог смерти. Но не зря говорят, что новое- это хорошо забытое старое.

 

Полеты во сне и наяву

 

О тибетской "Книге мерт­вых" ученые на Западе просто не знали. Между тем у Моуди были европейские предше­ственники - исследователи, се­рьезно изучавшие феномен ОПС. Так, еще в начале XVIII века шведский ученый Эмануэль Сведенборг, опубликовав­ший более 150 работ по физи­ологии, психологии и анато­мии, пережил клиническую смерть. Описав потом свои ощущения, он сделал такой вывод: "Человек не умирает, он просто освобождается от физи­ческого тела, которое ему было нужно, когда он находился в этом мире. Умирая, человек  лишь переходит из одного со­стояния в другое".

Далее Сведенборг утверж­дал, что он прошел ранние ста­дии смерти и ощущал себя вне тела "Особенно ясно я запом­нил ощущение выхода созна­ния, то есть моего духа, из тела", которое предшествует "потусторонней" жизни.

Через 200 лет, в 1892 году, швейцарский геолог Альберт Гейм упал в пропасть и долго пролежал на холодных камнях в ожидании смерти. Сперва он чувствовал боль и страх уме­реть, но затем угасающее со­знание как бы оторвалось от изувеченного тела и полетело куда-то ввысь. Потом Гейм на­звал все это трансценденталь­ным состоянием, при котором сознание не хотело возвращать­ся в остывшее бренное тело. Этот опыт настолько поразил исследователя, что он затем собрал около сотни рассказов альпинистов, ставших жертвами падений со скал которые пере­жили возвращение "с того све­та". Оказалось, что их "внетелесный опыт" был сходен.

Уже в начале нашего века ис­следованием загадочного, как представлялось в то время, фе­номена ощущений после смер­ти занялись медики, в частно­сти, английский врач Джеймс Хайсклен и итальянский психи­атр Эрнесто Боцано. Однако в 1969 году авторитетнейший ан­глийский медик Уильям Баррей безапелляционно назвал ОПС галлюцинациями и закрыл эту тему. На первый взгляд, его до­воды выглядели убедительно. Процесс клинической смерти длится около восьми минут. В это время из-за нарастающей гипоксии - недостатка кислоро­да, снижается электрическая активность мозга и угнетается сознание. Но подкорковые отде­лы еще функционируют. Актив­ность мозжечка, ответственного за равновесие, создает ощуще­ние полета. Другие подкорко­вые отделы воскрешают инфор­мацию, порой давно забытую, и умирающий человек видит дав­но умерших родственников, яко­бы встречающих его, а накопленный жизненный опыт всплы­вает в сознании в виде фантас­тических галлюцинаций. Прав­да, доктор Баррей обошел мол­чанием весьма важный факт, который противоречит его выво­дам. А именно то, что многие люди в состоянии агонии виде­ли себя и все вокруг с какой-то верхней точки. Причем наблюдаемое ими было недоступно их физическому взору, поскольку происходило за пределами поля зрения.

Можно привести хотя бы та­кой достоверно зарегистриро­ванный пример. Английский летчик при неудачной посадке был выброшен из кабины, упал в промоину и потерял сознание. После того, как его вернули из состояния клинической смерти, он рассказал реаниматологам, что четко видел суету на аэродроме и людей, бегущих к месту аварии Больше того, он на­блюдал, как из гаража за лет­ным полем выехала санитарная машина и как один человек на ходу вскочил в нее. Все это пол­ностью совпало с реальными фактами, но увидеть происхо­дившее можно было только с высоты 50-60 метров

В 1975 году, когда Моуди приступил к своим исследова­ниям, он скрупулезно просмот­рел все, что было собрано до него, и только после этого при­ступил к сбору фактов, которым занимался не один год Карти­на ОПС, выявленная им, оказа­лась сходной у множества пере­живших клиническую смерть чувство стороннего наблюдате­ля, видения давно умерших близких людей, вспышки света и быстрое чередование кадров из прошедшей жизни, наконец, необыкновенное успокоение духа, исчезновение страха и боли. Причем Раймонд Моуди первым зафиксировал у вернув­шихся с того света видение све­та в конце темного туннеля.

После выхода его книги многие врачи также зафиксировали при ОПС быстрое движение по таинственному и довольно длинному туннелю. В конце его многие видят яркий свет, а не­которые - нежный розовый фон, на котором чередой проходят фигуры родных и знакомых, а еще чаще - образы крылатых ангелов, преимущественно жен­щин. Например, в американских госпиталях из 877 пациентов, находившихся за гранью жизни, их видели 112 человек.

 

Главный по смерти

 

Самое поразительное, что об этом еще в 1923 году писал выдающийся российский фило­соф, богослов и ученый-элект­ротехник Павел Флоренский. Комментируя предсмертные записки священника Алексея Мечева, он подчеркивает, что нельзя не задумываться о посто­янном образе всех религий - образе ангела, принимающего душу в иной мир. Эти видения крылатых ангелов не случайны и не фантастичны.

Мифологический образ имеет свою реальную первоос­нову. Он видится большинству умирающих.. И вот именно из рассказов людей, побывавших на границе двух миров, еще в глубокой древности возник иконописный образ ангела, ко­торый перерезает пуповину, удерживающую душу в теле. Но оказывается, что порой этот ангел выступает в другой роли. Вот что рассказывает главный специалист Института общей реаниматологии РАМН Галина Владимировна Алексеева, ко­торая знает о смерти как ник­то другой, потому что отвоева­ла у нее тысячи человеческих жизней:

- Я начала вести записи с 1974 года, когда о Моуди и его исследованиях еще никто не знал. Люди, пережившие клини­ческую смерть, делились со мной своими воспоминаниями, которые были похожи до дета­лей. Почти все упоминают о го­лосе - ровном, приятном, чаще мужском, который говорит, что им еще рано покидать землю, что они должны вернуться, по­тому что нужны близким. Ког­да нам удается спасти безна­дежного больного, у меня быва­ет впечатление, что тот, от кого это в конечном счете зависит, одобряет наши действия. Ведь порой мы возвращаем к жизни больных, которые по всем ме­дицинским показателям долж­ны были умереть. Почти каждый из переживших клиническую смерть рассказывает о появле­нии светящейся фигуры. Иног­да она стояла рядом, иногда была поодаль и как бы выжида­ла, но всегда была окутана све­том. Некоторые мои больные рассказывали, что фигура появ­лялась в тот момент, когда они особенно плохо себя чувствова­ли, и облегчала их состояние. Я спрашивала, это был человек? Но больные настаивали на сло­ве фигура. Я знаю, что мы не случайно приходим в этот мир и не навсегда из него уходим. После смерти остается самое важное - душа человека, или его овеществленные мысли, или эманация - неважно, как это на­звать. Вполне возможно души умерших собираются в иных мирах, например, в ноосфере, о которой говорил Вернадский, в некоем чистилище, где они совершенствуются, чтобы обновленными вернуться на зем­лю и воплотиться в других те­лах. Мне кажется, это видно даже по тому, что каждое новое поколение - более развитое и совершенное, чем предыду­щее. Обо всем этом я говорю родственникам умершего, и у них светлеют лица.

Долгое время смерть рас­сматривалась упрощенно. Как безапелляционно утверждает Большая медицинская энцик­лопедия: смерть необрати­мое прекращение жизнедея­тельности организма, неизбежный естественный конец суще­ствования всякого живого су­щества. Однако последние исследования феномена ОПС оп­ровергают столь категоричный вывод относительно человека. Совсем недавно американские врачи-реаниматологи с помо­щью сверхточных весов зафик­сировали удивительный факт: оказывается, в момент смерти человек скачком теряет в весе от 2,5 до 7 граммов. Не менее поразительный факт был от­крыт ленинградскими медика­ми: приборы инфракрасного видения показали, что в мо­мент смерти от тела человека отделяется некий энергетичес­кий объект в форме эллипсои­да. Конечно, собранных мате­риалов пока еще недостаточно, чтобы раскрыть тайну жизни после смерти. Но уже сегодня все больше ученых приходят к тому же выводу, что и Г. Алек­сеева:

- Тех, кто боится смерти, или тяжело болеет, или задумыва­ется о бренности существова­ния, я хочу утешить: мы не ис­чезаем навсегда. Соприкасаясь со смертью ежедневно, я, вос­питанная как атеистка, повери­ла в бессмертие.

Николай ФЕДОРОВ.

 

 

 

 

 

Free Web Hosting